1.2 Стабильные положительные результаты (динамика) развития обучающихся с особыми образовательными потребностями, возможностями в рамках мониторинга, проводимого образовательной организацией
12.06.2024
Аналитическая
справка
По итогам работы
с детьми с ОВЗ за 2024-2025 г.г.
(Воспитатель Бунькова
М.В.)
В группе старшего дошкольного возраста
из 15 детей, 6 имеют заключения ПМПК.
Для достижения оптимального уровня
развития каждого ребенка дошкольного возраста до начала обучения в школе, были
созданы условия для воспитанников, имеющих заключения ПМПК на ступени
дошкольного образования.
Анализ реальной ситуации, сложившейся в
настоящее время в системе воспитания детей дошкольного возраста, показывает,
что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет.
Как показывают исследования речевой деятельности детей с отклонениями, обучение
детей позволяет не только полностью устранить речевые нарушения, но и
сформировать речевую базу еще в дошкольный период.
На основе результатов педагогической
диагностики, решения психолого-педагогического консилиума, в который входят
воспитатели, специалисты ДОУ, разработаны индивидуальные образовательные
маршруты, которые представляют собой персональный путь обучения и развития, а в
дальнейшем реализации личностного потенциала воспитанника:
·
интеллектуального;
·
эмоционально-волевого;
·
деятельностного;
·
нравственно-духовного.
Педагогическую диагностику развития
ребенка, проводит воспитатель группы на этапе начала работы (сентябрь), в
середине учебного года (январь) с целью корректировки образовательных задач и в
конце учебного года (май). Под педагогической диагностикой понимается такая
оценка развития детей, которая необходима воспитателю для получения «обратной
связи» в процессе взаимодействия с ребенком.
Условия для воспитанников, имеющих
ограниченные возможности здоровья.
1. Зачисление на
логопункт (на
основании заключения ПМПК «Радуга»).
2. Совершенствование
РППС.
В группе имеются:
¾ Речевой центр с
подборкой иллюстраций с предметными и сюжетными картинками, игрушки для
обыгрывания стихов, потешек, модели сказок, в подготовительных группах схемы
разбора слова, разнообразные дидактические, настольно-печатные игры, игры для
развития мелкой моторики рук, игры на лексические темы.
¾ Игровой центр
(дидактические игры, игровые пособия, сюжетно-ролевые игры, настольно-печатные
и настольные игры, игры на развитие мелкой и крупной моторики и т.п.).
¾ Центр театра
(разные виды театра: пальчиковый, теневой, настольный, кукольный и т.п.).
¾ Литературный
центр (тематические подборки книг и энциклопедий, книжки-самоделки, детские
журналы, фотоальбомы, портреты поэтов и писателей и т.п.).
¾ Центр спорта и здоровья
(спортивные игрушки и физкультурное оборудование, атрибуты и картотека к
подвижным играм, плакаты о ЗОЖ, картотеки игр на развитие артикуляционной
гимнастики, тренажеры для гимнастики для глаз, «дорожки здоровья»).
¾ Познавательный
центр способствует развитию познавательной и исследовательской активности
детей, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком
и водой), в наличии различные варианты материалов по одной теме (живые объекты,
объемные предметы, плоскостные предметы, иллюстрации), схемы и алгоритмы
действий, модели последовательности рассказывания, описания.
Осуществляется постепенное обновление
среды для всех видов детской деятельности. С учетом индивидуальных особенностей
ребенка, развивающая предметно-пространственная среда содержит атрибуты,
которые обеспечивают приобретению предметно-практического и чувственного опыта
и перенос его в игровые и практические ситуации; формированию познавательного
ориентирования в окружающем пространстве:
·
Картинки
с изображением последовательности действий для формирования элементарных
гигиенических навыков и навыков самообслуживания;
·
Дидактические
игры для стимуляции ориентировочно-исследовательской и речевой деятельности – с
их помощью расширяется круг предметов, предъявляемых ребенку, формируются
способы ориентировки в окружающем мире. Ребенок обучается действиям
обследования предметов и определению их свойств; учится называть выделенные
качества и свойства предметов;
·
Игры
на установление причинно-следственных связей между изображенными предметами и
явлениями, временной последовательности, содержащие сюжеты со скрытым смыслом.
·
Игрушки,
отражающие реальные предметы окружающего мира и помогающие моделировать
жизненные ситуации: больница, кухня, магазин, купание, одевание, чаепитие,
прогулка и др.
3.
Взаимодействие с педагогами.
Учебный год начинается первого сентября,
длится девять месяцев (до первого июня).
Как правило, первая половина сентября
отводится всеми специалистами для углубленной диагностики развития детей, сбор
анамнеза, составление и обсуждение со всеми специалистами плана работы на
первый период работы.
В середине учебного года оценка
результатов проводится на основе комплексной оценки индивидуального развития
ребенка, которая проводится педагогами ДОУ (учителем-логопедом, воспитателем)
не менее 3 раза в год и включает в себя:
¾ Логопедическое
обследование, которое проводит учитель-логопед на этапе начала работы, в
середине учебного года с целью корректировки образовательных задач, в конце
учебного года. Задачи, для решения которых могут использоваться результаты
логопедического обследования: индивидуализация образования, которая
предполагает поддержку ребенка, построение его образовательной траектории и
коррекцию его речевого развития;
Основным видом деятельности детей
дошкольного возраста является игровая деятельность. Игры и игровые упражнения с
воспитанниками ОВЗ планируются и проводятся:
¾ Учителем-логопедом
(подбираются для каждого ребенка индивидуально в соответствии с его речевым
заключением и степенью усвоения учебного материала) в течении для и во время
коррекционно-развивающих занятий
¾ Воспитателем
группы (по рекомендациям учителя-логопеда) в течении дня;
¾ Родителями
(законными представителями) ребенка в домашних условиях (по заданию
учителя-логопеда) не реже 2-3 раза в неделю
4. Организация
образовательной деятельности с детьми ОВЗ в режиме дня.
·
Образовательная
деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской
деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой,
познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной,
чтения)
·
Образовательная
деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов
·
Самостоятельная
деятельность
·
Индивидуальная
работа с каждым воспитанником строится с учетом особенностей детей, интересов и
способностей. На занятиях используются как традиционные приемы работы, так и
современные технологии. Индивидуальные коррекционно-развивающие логопедические
занятия (3 раза в неделю) по плану специалиста.
5.
Особенности взаимодействия педагогического
коллектива с семьями воспитанников.
Основная цель: обеспечить
психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей
(законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и
укрепления здоровья ребенка, путем включения их в образовательный процесс ДОУ.
Формы работы с родителями (законными
представителями) воспитанника с ОВЗ.
1. Индивидуальные
консультации узких специалистов и воспитателя – по плану и по запросу родителей
(законных представителей), не реже 1 раза в месяц
2. Посещение
коррекционно-развивающих занятий – по плану и по запросу родителей (законных
представителей), не реже 1 раза в квартал
3. Посещение
открытых мероприятий в группе – по плану и по запросу родителей (законных
представителей), не реже 1 раза в квартал
4. Участие в
групповых тематических консультациях, проводимых узкими специалистами ДОУ и
воспитателем группы - по плану и по запросу родителей (законных
представителей), не реже 1 раза в квартал
5. Участие в
родительских собраниях (групповых и общих) – по плану
6. Участие
родителей в работе ППК ДОУ
В результате анализа запланированных и
проведенных мероприятий с участием родителей, согласно годовому плану ДОО,
плану взаимодействия с родителями группы, можно сделать следующие выводы:
·
Ежемесячно
получают консультативную помощь учителя-логопеда (100%) родителей (тетради
учета индивидуальных консультаций учителя-логопеда)
·
В
группе создана наполняемость «Игротека», с играми направленными на
познавательно-речевое развитие и комплексы здоровьесберегающих технологий
·
В
группе ведется тетрадь вечерних занятий воспитателя, в виде еженедельных
рекомендаций по закреплению изучаемой лексической темы, звука и буквы, игр и
упражнений на развитие психических процессов, общей, мелкой и артикуляционной
моторики, речевого дыхания. Эти рекомендации используются воспитателем при
планировании детской деятельности в течении дня пребывания в ДОУ и при
планировании и проведении индивидуальной работы с ребенком ОВЗ
В результате систематического обучения
детей ОВЗ можно отметить положительную динамику реализации личностного
потенциала воспитанника: интеллектуального; эмоционально-волевого; деятельностного;
нравственно-духовного.